Санкт-Петербург и Ленинградская область  
 

Изменения в системе начального образования в IT-сфере помогут преодолеть цифровой голод

28 июля 2022 г.
Источник: rg.ru
Изменения в системе начального образования в IT-сфере помогут преодолеть цифровой голод

Президент РФ Владимир Путин на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам указал на необходимость повысить качество подготовки специалистов в инженерии и IT. Как отметил глава государства, это первоочередная задача, так как "без ее решения у нас не будет технологического будущего". Он обратил внимание, что, по оценкам минцифры, к 2024 году дефицит квалифицированных кадров в IT-сфере может достичь миллиона человек.

Сегодня этот дефицит особенно проявляется на Дальнем Востоке.

- Распад Советского Союза и образование РФ пришлись на один из переломных периодов развития компьютеризации - переход к персональным вычислениям и выработку новых подходов к обработке данных, - рассказал "РГ" доктор технических наук, сотрудник вычислительного центра Дальневосточного отделения РАН Александр Родионов. - Поскольку исторически становление IT-сектора у нас шло с некоторым запаздыванием по отношению к условному Западу, по-настоящему ни научные, ни образовательные школы просто не успели сформироваться к началу 1990-х.

Как подчеркивает Родионов, последовавшая стагнация экономики вымыла из университетов и науки еще только нарождающиеся кадры, не дав им ни сформироваться, ни тем более окрепнуть.

- Поэтому университеты, с одной стороны, далеко не всегда готовят высококачественных специалистов. С другой, - чем больше выпускников с посредственными или, помягче сказать, неглубокими знаниями готовят вузы, тем больше потребность в этих "профессионалах", поскольку часть из них разрабатывает низкокачественные информационные продукты, а другая занята обслуживанием таких продуктов, - отмечает эксперт. - На среднероссийском фоне Дальний Восток оказался еще в более плачевном положении из-за оттока населения. Нет студентов - некого учить, нет преподавателей, особенно преподавателей компьютерных наук.

И в результате нет специалистов для предприятий и организаций.

- Такие профессионалы - очень дефицитный ресурс, - выступила на одной из пленарных сессий "АмурЭкспоФорума" в Благовещенске исполнительный директор IT-компании из Амурской области Надежда Ливанова. - Сейчас нам важно свести вместе все структуры - и госорганы, и учебные заведения, чтобы понять, как можно осуществлять подготовку сотрудников.

Можно ли в обозримые сроки переломить негативную тенденцию?

- Ответ простой, - считает Александр Родионов. - Не только можно, но и нужно. Первое - требуется сформировать специализированный факультет или университет компьютерных наук, укомплектовав его преподавательско-профессорским составом высшей квалификации, проведя ревизию местных кадров и создав достойные условия для работы докторов и кандидатов наук из западной части страны. Второе - развернуть непрерывную подготовку и переподготовку преподавателей среди постоянно проживающих на Дальнем Востоке, в том числе организовав их периодическую стажировку в ведущих мировых университетах и IT-компаниях. Третье - разработать оригинальные программы обучения и развернуть широкий спектр научных исследований на базе новых парадигм цифровизации. И четвертое - создать опытное и промышленное производство востребованных информационных продуктов.

Звучит очень логично. И исходя из той же логики понятно, что основная роль в этом процессе отводится государству: потребуется финансирование из федеральной казны. В принципе что-то уже делается. Например, с уклоном в "цифру" в последние годы обновляют перечень специальностей, количество бюджетных мест и стандарты обучения в вузах. В 2022-м работники IT-сферы получили привилегии в виде отсрочки от армии и льготной ипотеки, а компании освобождены на три года от налогов.

Такие меры помогут. Но не спасут положение полностью.

"Если регион всерьез делает ставку на эту сферу, то в данном направлении должны приниматься нормативные акты и выделяться финансы" - Проблема в том, что не существует глобальной системы начального образования в IT (с пяти до 20 лет) - необходимо еще до вузов привлекать к профессии через систему наставничества, - подчеркивает директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Федотов.

Между тем на Дальнем Востоке есть очень интересный и очень удачный опыт развития IT-отрасли с 2012 года в одном отдельно взятом регионе - Якутии.

Министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) Анатолий Семенов предупреждает, что IT-отрасль быстро не создается.

- Если регион всерьез делает ставку на эту сферу, то в данном направлении должны приниматься нормативные акты и выделяться финансы. В нашей республике это был указ главы об инновационном и цифровом развитии. Создан орган государственной власти, курирующий тему, отдельная госпрограмма и институты развития - такие, как IT-парк, Фонд развития инноваций, акселератор стартапов и другие. Это взаимодействие всех стейкхолдеров - университетов, корпораций, венчурных фондов, бизнес-ангелов, предпринимательского сообщества, институтов развития и правительства. Должна быть ставка на открытые инновации и прицел на выход за пределы региона, - подчеркнул он.

Конечно, обучать молодежь начинают не с вузов, а гораздо раньше.

- Наш технопарк "Якутия" - основной организатор республиканского конкурса для школьников и студентов "Моя профессия - IT". Этот конкурс позволяет выявлять таланты, - рассказал "РГ" руководитель технопарка Петр Габышев. - В 2022 году охват мероприятия - пять тысяч человек. А когда начинали - было 50.

За семь лет проект стал уникальной практикой, аналогов которой нет ни в одном регионе России. Победителям выделяют целевые места в лучших институтах и университетах страны.

- Первые участники конкурса уже поступили в эти вузы, окончили их и вернулись в наш технопарк, стали резидентами, сейчас у них свой стартап, - продолжает Габышев. - Якутия переживает IT-бум. И во многом это заслуга родителей. Они отдают детей учиться в частные специализированные школы. У нас более 50 таких школ - ребята в них учатся с седьмого-восьмого класса. Качество обучения высокое. Понимаете, после девятого класса (то есть двух лет обучения) они уже могут устроиться работать в крупные IT-компании.

По его мнению, система образования должна чувствовать запрос предприятий.

- У нас в республике был удачный опыт: СВФУ готовил кадры для компании MyTona. Под них открывали кафедру и набирали группу, - вспоминает Петр Габышев. - Это очень хороший пример. Все меняется не так быстро, как хотелось бы, но меняется!

В 2018 году в технопарке "Якутия" было около 30 IT-компаний, в которых работали полторы тысячи человек. Сейчас - 120 резидентов и 3500 специалистов. О чем-то это да говорит.

Новости

Все новости

Минобрнауки России объявило конкурс на получение грантов «Студенческий стартап», подать заявку можно до 15 апреля на сайте конкурса.

01 марта 2024 г.

Классные руководители школ и кураторы групп в колледжах и техникумах, работающие в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тысяч человек, будут получать федеральную выплату в размере 10 тысяч рублей. Об этом сообщил Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.

29 февраля 2024 г.

С 7 по 13 июля в городе Чибо (Япония) проходит 64-я Международная математическая олимпиада школьников.

07 июля 2023 г.

На Госуслугах начался приём документов в вузы. Заявление можно подать в 5 любых вузов страны до 5 специальностей в каждом. Без личного посещения приёмных комиссий, очередей и бумажных документов. Для этого потребуется только подтверждённая учётная запись на Госуслугах.

20 июня 2023 г.

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков прибыл с рабочим визитом в Санкт-Петербург. Вместе с членом президиума Российской ассоциации содействия науке Марией Воронцовой он посетил производство биотехнологической компании BIOCAD.

15 июня 2023 г.
Выберите регион